Обратите внимание, что новости можно получать по RSS.
X
-

Наука и технологии

16 сентября 2017, 00:07 (2783 дня назад) № 10852
Прослушал тут курс лекций по дискретной математике (на youtube). Никогда не любил математику, хотя приходилось, конечно, сдавать экзамены и в школе и в институте. Созрела вот какая мысль - если не рассматривать преподавателей, которые самореализуются через ощущение превосходства над учениками (таких хватает, но речь не о них) - отрицательный момент типового преподавания в том, что всегда априори подрузамевается вера ученика в то, что всё, что ему говорят на уроке - имеет смысл и ему понадобится. В этом есть что-то от религии - требуется верить без всяких оснований. Речь не о каких-то глобальных вещах типа "математика нужна для жизни", а именно о деталях объяснений.
Совершенно обычное дело, когда преподаватель 15-30 минут пишет какие-то формулы или доказывает какую-то теорему совершенно не потрудившись объяснить, зачем это понадобится, хотя бы в рамках объясняемой темы. Ученик должен тупо дождаться конца объяснения и тогда, может быть (!), ему сообщат. А ведь если бы намекнули изначально, он мог бы думать в процессе объяснения, а не просто ждать, когда оно завершится. Этот типовой подход реально отупляет. Причём на математике это просто ярко видно, но точно также обстоит дело и в других областях - не только научных или технических.
Один человек (тут, кстати, многим известный :) ) когда-то высказывал гипотезу что, на самом деле, смысл образования - в отборе (см. ссылку).
Что-то в этом есть.
Опубликовано: Пётр Соболев
15C

Комментарии (16):
16 сентября 2017, 00:29 Ilya Sharin: ... и в отборе тоже... у каждой вещи есть много целей и смыслов. Особенно у образования =)
16 сентября 2017, 00:31 Peter Sobolev: Ну вопрос в приоритетах этих целей и смыслов
16 сентября 2017, 06:17 Asy Patrysheva: мне кажется, что на каком-то уровне математика как рисование. ты получаешь удовольствие от процесса, а результат не важен. меня точно в школе не интересовала сфера применений ни геометрии лобачевского, ни теории масс и тп. я была поражена, когда на физике показали как формулы скорости и ускорения выводятся и что ускорение - производная. но все остальное - это натурально волшебство одно за одним. и красота
16 сентября 2017, 08:19 Olga Shapiro: мне кажется, то, зачем доказывать теоремы - очевидно, нет? да и вообще мне не симпатичен утилитаристский подход. Цель обучения математике в школе (как я это понимаю) не столько возможное применение логарифмов в быту, сколько формирмирование мышления. Как и цель школьного образования не столько запоминание кучи фактов, сколько формирование картины мира. В смымле - должна быть.
16 сентября 2017, 08:22 Андрей Владимирович Сметанкин: Очень здравая мысль. Странно, что она так редко приходит в голову разным людям.

P.S.Хотя, не странно.
16 сентября 2017, 12:32 Michail Ivashenko: Насколько я помню дискретку, это как конструктор. Одно правило следует из двух других, третья теорема их трех предыдущих.
16 сентября 2017, 14:40 Peter Sobolev: Оля: и что, для формирования мышления запрещено говорить, для чего [через минуту или час] будет использовано то, что сейчас объясняется? :)
16 сентября 2017, 14:40 Peter Sobolev: По-моему, это называется воспитание зубрилок, а не формирование мышления
16 сентября 2017, 16:03 Alex Roschin: Ты не первый удивляешься. Пуанкаре возмущался, что детям вещают про "геометрическое место точек" вместо того, чтобы объяснить, что окружность - просто кружок. :)
16 сентября 2017, 21:59 Andrey Sharoyko: В ВУЗе просто готовят будущих инженеров, а для этого требуется научиться мыслить как инженер. У кого это мышление включается ещё в детстве, в школьном кружке, у кого-то только на третьем курсе.
17 сентября 2017, 12:20 Алексей Гришин:
18 сентября 2017, 21:30 Vadim Akimov: Может с вузом/препом не повезло? Обычно увлечённые и разносторонние препы знают, для чего то, что они рассказывают. Если не в контексте 'зачем студентам это понадобится через эн лет', то уж в контексте своей преподаваемой науки -- точно знают.
18 сентября 2017, 21:45 Peter Sobolev: Кому именно? Я имею ввиду практически все лекции которые я видел, скажем, на youtube. И практически все ситуации, где я сталкивался с преподаванием уже после вуза. У меня претензия не к конкретным преподавателям, а к общему принципу, которого подавляющее их большинство придерживается. Дело не в том, что препод не знает для чего. Дело в том, что он не видит смысла это пояснять.
20 сентября 2017, 14:10 Aleksey Pichugin: Прежде чем что-то применить, нужно понимать предмет. Понимание математики занимает месяцы, прежде чем разговор о применении можно будет хотя бы на пальцах вести. Разумеется, есть нюансы и есть хорошие и плохие преподаватели. Но нужно понимать, что математика - абстрактная дисциплина, подчёркнуто сделанная сама ради себя, а не ради приложений, поэтому очень многие преподаватели подчёркнуто отказываются говорить о приложениях, т.к. любое конкретное приложение сужает и отвлекает от требуемой общности.
20 сентября 2017, 18:19 Peter Sobolev: Математика сделана как раз не ради себя, а с чисто прикладными задачами. В те времена, когда она зарождалась, иного варианта и быть не могло. И абстрактность не противоречит практическим целям. Если намеренно не противопоставлять.
21 сентября 2017, 19:02 Vadim Akimov:
Эта заметка и комментарии к ней в Facebook: ссылка

Случайная заметка

4419 дней назад, 01:3825 марта 2013 Из "Intel 386 Microprocessor Design and Development" :) ----------------- "Крауфорд: У меня есть короткий анекдот о тех времёнах. Как-то раз в 1985 году я пришёл в офис и обнаружил там большую коробку. Оказалось, что это был ящик шампанского, отправленный парижским отделом сбыта. Они были так счастливы, что мы выпустили этот продукт, что отправили нам шампанское ...далее

Избранное

2917 дней назад, 01:575 мая 2017 Часть 1: От четырёх до восьми Я люблю читать воспоминания людей, заставших первые шаги вычислительной техники в их стране. В них всегда есть какая-то романтика, причём какого она рода — сильно зависит от того, с каких компьютеров люди начали. Обычно это определяется обстоятельствами — местом работы, учёбы, а иногда и вовсе — ...далее

2429 дней назад, 20:305 сентября 2018 "Finally, we come to the instruction we've all been waiting for – SEX!" / из статьи про микропроцессор CDP1802 / В начале 1970-х в США были весьма популярны простые электронные игры типа Pong (в СССР их аналоги появились в продаже через 5-10 лет). Как правило, такие игры не имели микропроцессора и памяти в современном понимании этих слов, а строились на жёсткой ...далее