Бpодячая Камеpа

Альбом 193

 

Помнится, Большеохтинский мост уже как-то освещался на Бродячей Камере. Но уж точно не так детально, как сегодня.

 

Большеохтинский мост (мост Петра Великого) находится рядом со Смольным институтом и собором, между Литейным мостом и мостом Александра Невского.

Он соединяет Тульскую улицу с Якорной.

Необходимость переправы в этом месте возникла еще в 1829 году, когда Николай I утвердил перспективный план Петербурга, однако технически построить здесь мост тогда не могли, потому была лишь лодочная переправа. 
По мере заселения берегов (это рабочие окраины) к 1887 году в этом районе был наведен плашкоутный мост, а в 1896 году вышло постановление о создании постоянного моста.
В 1901 году был объявлен международный конкурс на проект моста.

Ни один из 16 представленных проектов (в том числе из США. Германии, Франции, Австро-Венгрии, Испании, Голландии) не был одобрен, а приняли внеконкурсный проект инженера Г.Кривошеина и архитектора В.Апышкова.

Мост заложили летом 1909 года и открыли осенью 1911-го.
Надпись слева от двери:

"Мост исполнен заводом К.Рудзкий и Ко в Варшаве
при членах правления 
Кн. С.Е.Любомирском , К.А.Ясинском,Ю.И.?бергардте
при директорах: Л.И.Шмидте и С.Д.Вержбицком
под наблюдением В.Г.Белькевича и его помощника И.К.Быковского
Разводной пролет с механизмами исполнен компанией Санкт-Петербургского Металлического завода, при директорах Н.Д.Лесенко, В.Г.Сонгине, К.П.Федорове"

(примечания: 1.Тогда Польша входила в состав Российской империи; 2.Некоторые буквы отвалились 3."Ъ" и прочее я убрал).

Надпись справа от двери:

"Мост сооружен по проекту и под руководством главного инженера проф.инж.полк. Г.Г.Кривошеина
При участии его помощников:
По архитектурной части
инж.полк.В.П.Апышкова
(соавтор по архитектурной части)
старш.пом. по инженерн. части
инж. полк. С.П.Бобровского,
проф.инж. п.с. Г.П.Передерия,
инж.технол. Г.М.Шелоумова"

С архитектурной точки зрения мост выполнен в стиле модерн. Как мне подсказывают, в Питере всего два моста в этом стиле. Второй - Екатерингофский (на Рижском проспекте).
Табличка на башне:

"Мост
Императора Петра Великого
разводной пролет
Расстояние между перилами 2,3+17, 7+2, 9 = 23,9 м.
Расстояние между осями вращения 24,15x2 = 48,30 м
На 2 крыла:
вес дерева 7500 пуд
вес металлических частей 58600 пуд
вес балласта 66600 пуд

Главные механизмы
Электрическое оборудование:
Давление ветра 40 к/м2
4x2=8 электромоторов по 29 НР(Horse Power - английская лошадиная сила P.S.), 640 обор. 110 вольт
без ветра 4 мотора
передаточн. число 82,9
время поднятия или опускания крыла 60 сек.
Ручной привод:
ветер 10 к/м2
8x2 = 16 рабочих. Время разводки 26 мин. (без ветра 20 мин.)
передаточное число 87,9 (без ветра 67,7)

Хвостовые механизмы
Электрическое оборудование
1x2 мотора 29НР, 640 обор. 440 вольт
передаточное число 31,9
время поднятия оси на 2,7мм 33 сек. (это какой там должен быть рычаг и какие люфты чтобы на миллиметры мерять.. Ошибка? P.S.)
Ручной привод:
4x2 = 8 рабочих.
передаточное число - 37,6
время поднятия оси 11 минут."

"Нестесненная площадь живого сечения 862 кв.саж.
Стеснение живого сечения 9 %
Вес металла для всего моста ~670000 пуд.
Объем каменной кладки 5000 куб.саж.
Стоимость моста 4.400.000 руб.
Стоимость съездов 660.000 руб.

Арочный пролет:

пролет ?=7,3x17 = 134,3 м
высота фермы ?h = 22,6 м, ?h0=11,5 м
между поясами по середине 4,2 м
между осями ферм 19,2 м
ширина моста 2,9 + 17,7 + 2,9 = 23,5 м
расстояние между перилами = 26,5 м
вес металла пролета 3666 тон.
главной фермы 755 к/м2
Вес связи 71??
металла: опорная части 33??
проезжая часть 322??
Расчетная нагрузка на узел одной фермы:
Постоянная 158 тон.
Временная 54,5 тон.
(толпа 440 к/м2 2 ряда фур в 22 тонны)
материал: литое железо R = 37-45 к/мм2
?>=20%
R+2?>=85"

Мост недавно реставрировали, судя по краске и фонарям. Однако буквы от табличек уже начали отваливаться.
При сооружении моста большое внимание уделялось судоходству, поэтому разводной пролет (в центре) был сделан большим - 48 метров.
И еще две таблички:

"Мост Императора Петра Великого 
окончен в 1911 году в семнадцатое лето благополучного царствования Государя Императора Николая II
в бытность:
председателем совета министров - В.Н.Коковцева.
министром внутренних дел А.А.Макарова
радоначальником - Д.В.Драчевского
городским головой - И.И.Глазунова,
товарищем его Д.И.Демкина
членами управы: А.В.Алексеева, А.К.Бодиско, А.Н.Бузова. - В.Г.Ганькова.-Г.И.Дурнякина.И.Ф.Оношковича-Яцына-В.С.Петрова, П.И.Савинкова, Н.Э.Тейха, А.Н.Шлейфера,
членами городской исполнительной комиссии:
и об.предс.Д.П.Семенова Тян-Шанского, В.Н.Крестина, М.К.Глазунова.
представителями министерств:
А.Э.Жибера, Н.А.Белелюбского, С.К.Куницкого, В.К.Орловского
экспертами:
Н.Л.Кирпичева, Л.Н.Бенуа, В.Г.Тюрина, Г.Н.Соловьева, В.П.Аршаулова, Э.Р.Ульмана, К.П.Боклевского, А.Н.Крылова, С.Ф.Балдина, Д.И.Верещагина"

Вторая, краткая:

"Мост императора Петра Великого
заложен 26 июня 1909"

С архитектурной точки зрения мост тогда вызывал много вопросов. Такое чисто техническое сооружение смотрелось не очень органично рядом с куполами Смольного собора. Правда, раньше этот район был окраиной, так что особого внимания не обращали.

А теперь вроде бы свыклись.

Все..

--

 

HistoryContentsMail
prev. album (192) (C) Петp Соболев next (194)

 

Опубликовать ссылку на эту страницу в:
Опубликовать ссылку на эту страницу в Facebook Опубликовать ссылку на эту страницу ВКонтакте Записать в LiveJournal