Бpодячая Камеpа

Альбом "У нас в гостях: Наталья Прядкина" - Новая Голландия

 

Ансамбль «Новая Голландия»  – здание-миф.  Из сорока двух петербургских островов он - единственный, созданный людьми. Мрачноватые строения, всю свою историю закрытые для посторонних, всегда порождали в Петербурге массу легенд. Треугольный контур острова нанесен на все карты города, но за его неприступными кирпичными стенами бывали немногие. Авантюру по проникновению в Новую Голландию пришлось готовить три года.

 

Вид на Новую Голландию и Адмиралтейские верфи с колоннады Исаакия. Вскоре после строительства Адмиралтейской верфи потребовалось создать вторую верфь - Галерную, а обе верфи соединил Ново-Адмиралтейский канал (сегодня называемый просто Адмиралтейским). Одновременно бригада подрядчика Крюкова вела строительство еще одного канала, соединяющего реки Большую Неву и Фонтанку. Крюков и Ново-Адмиралтейский каналы и река Мойка – стали сторонами таинственного треугольника – острова Новая Голландия.

В 1842 большая часть Адмиралтейского канала перекрыта кирпичным сводом и сверху засыпана землёй. В 1845 на месте канала создан Конногвардейский бульвар.

Подземный переход под площадью Труда.

"Визитной карточкой" и жемчужиной этого сурового архитектурного ансамбля является Арка Новой Голландии, спроектированная Ж.Б.Валлен-Деламотом и возведенная над каналом в 1779-1787 годах, соединяющим бассейн с Мойкой.
Высота арки Новой Голландии составляет около 23 метров. Арка перекинута над каналом, берега которого облицованы гранитом. Арка – воплощение истинно петербургского пейзажа: строгий классический силуэт над загадочной темной водой канала. (21 июля 2006г.)

Хранилища со стороны Мойки. В 1732 г. здесь решено было устроить склады для сушки и хранения дубового корабельного леса.  Первоначально почти вся территория острова была застроена сараями, где держали инвентарь для строительства и ремонта судов – впоследствии их заменили каменными складами.  Проект разработал в 1765 г. С.И.Чевакинский, он же предложил новый метод сушки корабельного леса новым для России голландским методом – не в штабелях, а стоймя. Отсюда и пошло название «Новая Голландия».

Аттик Арки Новой Голландии. Украшенная гранитными колоннами и строгим рельефным орнаментом, окруженная деревьями, арка похожа на огромное окно в небо. Арка Валлен-Деламота охраняется ЮНЕСКО.

До недавнего времени  складской комплекс принадлежал Ленинградской военно-морской базе. Воспоминания о былой инвентаризации.

В 1893 г. в «Новой Голландии» был создан испытательный бассейн, где в начале XX в. проводил опыты выдающийся ученый А. Н. Крылов, работавший над теорией непотопляемости корабля.

Отсюда лес удобно было доставлять на соседние верфи – для этой цели посреди острова был вырыт бассейн с двумя протоками, выходящими в Мойку и Крюков канал. Здесь же строили мелкие гребные суда. Вид из окна хранилища на экспериментальный бассейн.

На одном из этажей хранилища. До недавнего времени здесь находились военные склады,штаб тыла, гаражи, а также единственное в Санкт-Петербурге ателье по пошиву военной формы.

Вид с четвёртого этажа хранилища вниз. Через такие люки была удобна транспортировка грузов.

Вид на хранилище и часть Арки со двора. Согласно дошедшей до нас легенде, руководитель строительства складов начал свою работу с того, что потерял архитектурный проект и вынужден был руководить строительством по памяти, однако архитектор, увидев результат работы, не высказал никаких возражений.

Общий вид складов. На заднем плане ведутся строительные работы – попытка привести в порядок, то, что оставили после себя военные.

Панорама экспериментального бассейна.
Главное свойство петербургского пространства – постоянные провалы пустоты, обрамленные строгими линиями классики,  порождает желание заглянуть внутрь. Вид, который открывается по другую сторону великого творения Жана Батиста Валлен-Деламота – из-за канала явлена арка, в которую нельзя войти.

Арка Новой Голландии. Вид изнутри. В  свое время имела чисто практическое назначение. В 1765-1780-х гг. на острове бревна в складах хранились стоймя и всей своей тяжестью наваливались на кирпичные стены, которые арка подпирала снаружи, сдерживая колоссальный вес бревен. В перспективе корпус академии Лесгафта.

(комментарий читателя:
Голландцам подобный метод сушки леса знаком не был. Имя "Новая Голландия" произошло от иного, от слобод голландцев-мастеров, что стояли по соседству.
)

Прогулочные катера, всегда проплывали мимо таинственного просвета арки. Теперь за отдельную плату возят иностранных туристов внутрь острова))))) (21 июля 2006г.)

Вид со стороны Крюкова канала. 28 декабря 2004 года министр обороны РФ Сергей Иванов передал символические ключи от острова мэру города Валентине Матвиенко. Буквально за несколько дней до передачи острова произошел сильный пожар, в результате которого в старых зданиях обрушились кровли и перегородки.

Горело на 1-м, 2-м, на 3-м этажах, в складских помещениях. Общая площадь, которая пострадала в результате пожара, составляет 3000 кв. м.  В ближайшее время остров ожидают большие перемены. Городские власти планируют создать здесь центр отдыха, культуры и искусств. Так, что скоро эти снимки можно будет считать историческими :(

Фонарь и водосточная труба – наследие советских времён. Под охрану государства на территории Новой Голландии попадают 5 зданий из 26-ти – три корпуса бывших складов петровской эпохи, кузница и тюрьма. Остальные здания советской эпохи, не представляющие никакой исторической ценности.


-

 

Опубликовать ссылку на эту страницу в:
Опубликовать ссылку на эту страницу в Facebook Опубликовать ссылку на эту страницу ВКонтакте Записать в LiveJournal