Бpодячая Камеpа

Монино: Музей авиации. Часть III

 

Теперь посмотрим на вертолеты.

 

Главным образом в музее представлены машины КБ Миля, хотя встречаются и другие.

Армейский транспортно-боевой вертолет Ми-24
с блоками НАР УБ-32 и ПТУР "Фаланга"
№ 2201201

Год создания - 1972

Интенсивно эксплуатировался во время афганской и чеченской войн.

Скорость полета максимальная, км/ч - 320

Двигатели - два ТВ3-117

Диаметр несущего винта, м - 17
Статический потолок, м - до 2100
Динамический потолок, м - до 5750
Экипаж, чел. - 2-3

Особенностью вертолета являются, во-первых, небольшие крылья которые в горизонтальном полете создают дополнительную подъемную силу (но и затеняют поток от винта).
Во-вторых, Ми-24 не может зависать на продолжительное время. Никак не могу найти внятных данных - видимо, это зависит от модификации. Но вроде бы допустимое время висения ограничивается единицами минут (иначе двигатели придется ремонтировать).

Тяжелый десантно-транспортный вертолет Ми-6

Первый полет - 1957 год

На Ми-6 установлено 16 мировых рекордов.

Двигатели - два ГТД Д-25В
Диаметр несущего винта, м - 35
Максимальный перевозимый груз, т - 12
Статический потолок, м - 1500
Динамический потолок, м - 4500
Скорость полета, км/ч максимальная - 300
Длина грузовой кабины, м -11,7
Экипаж, чел - 5

Тяжелый транспортный вертолет Ми-26.

Первый полет - 1977 год.

Вертолет предназначен для перевозки крупногабаритных грузов и техники весом до 20 тонн.

Двигатели - два Д-136
Скорость максимальная - 295 км/ч
Потолок статический - 1800 м.
Потолок динамический - 4600 м.
Дальность полета при максимальной заправке - 800 км.
Дальность полета при максимальной загрузке - 475 км
Диаметр несущего винта - 32 м
Экипаж 5 чел.

Ми-6 ПЖ2

Противопожарный вариант Ми-6

Создан в 1967 году.

Отличается от базового отсутствием крыла и наличием внутри бака на 12 тонн воды, противопожарного оборудования.

Вертолет Ми-12 (B-12)

Первый полет - 1969 год

Во время испытаний на Ми-12 подняли груз в 40 тонн на высоту 2.2 км (мировой рекорд).

Прошел испытания, но серийно не выпускался - построено 2 или 3 машины.

.Двигатели - четыре ГТД Д-25ВФ (26 тыс л.с. в сумме)
Диаметр несущего винта, м - 35
Длина грузовой кабины, м - 28
Скорость полета, км/ч максимальная - 260

Возвращаемся к самолетам.
Линейка ЯКов.

Интересен вопрос классификации. Я вот думаю, что поступил бы следующим образом:

Представим что поле - это гигантская сетка, вид сверху. В ячейках этой сетки стоят самолеты.
Если идти по полю в одном направлении - должен увеличиваться год выпуска экспонатов. А если поперек, то меняться КБ-разработчик. Ну и дорожки соответственно вдоль и поперек
Для вертолетов такая же сетка отдельно.

Тогда, можно было бы устраивать экскурсии как исторические, так и проследить историю по конкретному КБ.

Ветхие экспонаты, соответственно, убрать в стеклянные павильоны.

Истребитель Як-17 (развитие Як-15)

Первый такой самолет поднялся в воздух в 1947 году

Турбореактивный двигатель РД-10А (900кгс)

Максимальная скорость - 751 км/ч,
Потолок - 12750 м
Максимальная дальность - 717 км.

Было построено 430 машин.

Также был сконструирован учебно-тренировочный, двухместный Як-17 УТИ.

Истребитель Як-23.

Развитие Як-15/Як-17, но с более мощным двигателем РД-500 (лицензионный Роллс-Ройс "Дервент") тягой 1590 кг.

Первый полет - 1947 год. Серийно с 1949 года.

Максимальная дальность полета, км - 1300
Максимальная скорость полета, км/ч - 932
Потолок, м - 15000
Экипаж, чел - 1.

Всепогодный барражирующий перехватчик Як-25

Разработка 1952 года.

Два турбореактивных двигателя АМ-5 (2x19.6кН)

Особенностью являлась большая продолжительность полета (отсюда и "барражирующий")

Максимальная дальность полета, км - 3000
Максимальная скорость полета, км/ч - 1090
Потолок, м - 13900
Экипаж, чел - 2

Высотный разведчик Як-25 РВ.

Разработка 1958 года - наш ответ "U-2" (ЯК-25 РВ отставал по дальности полета, но был проще в эксплуатации).

Двигатели - два ТРД Р-11В-300

Размах крыла, м - 23
Длина самолета,м - 16
Масса нормальная взлетная, кг - 9800
Максимальная скорость на высоте, км/ч - 870 (M=0.82)
Практическая дальность, км - 3500
Практический потолок, м - 20500
Экипаж, чел - 1

Из рассказов об испытаниях:
"Нам задали эшелон, - рассказывает П.Н. Белясник, - около 12000 метров, но самолеты никак не хотели, да и не могли совершать горизонтальный полет на этой высоте и мы все время шли с набором высоты. Уже между Новосибирском и Свердловском наземный диспетчер запросил наш эшелон. Я ответил: "Ноль, шестнадцать". Ведь открытым текстом нельзя было сказать, что 16000 метров. Разгневанный диспетчер потребовал снизиться и пригрозил поднять истребителей ПВО. Пришлось в дерзкой форме ответить: "Поднимай хоть весь полк. Все равно не достанете. Мы летим и никому не мешаем, а снизиться не можем".

Як-25 РВ использовался в качестве самолета - мишени.

Истребитель-перехватчик Ла-250
№ 1250004

Создан в 1956 году.

Всего было построено 4 таких самолета. В 1959 году работы остановлены. Это последний пилотируемый самолет ОКБ Лавочкина.

Двигатели - два АЛ-7Ф
Максимальная скорость полета, км/ч - 2000
Потолок, м - 18000
Экипаж, чел 2

 

Под номером 44:

Фронтовой бомбардировщик Як-28Л

Первый полет - 1958 год.

Двигатели - два ТРД Р11АФ2-300

Максимальная скорость , км/ч - 1830 Практическая дальность, км - 1770 Практический потолок, м - 15600
Экипаж - 2

Бомбовая нагрузка - до 3т.

Сверхзвуковой всепогодный разведчик Як-27Р

Разработка 1958 года.

Двигатели - два РД-9Ф
Скорость - 1285 км/ч
Потолок - 16500 м
Дальность полета - 2210
Вес - 11700 кг.
Экипаж - 2
Вооружение - пушка НР-23

Двигатели были размещены на крыльях, чтобы улучшить передний обзор.

 

Истребитель Миг-9
№ 114010

Начало серийного производства - 1946 г.

Два турбореактивных двигателя ТРД РД-20
Максимальная дальность полета, км - 900
Максимальная скорость полета, км/ч - 910
Потолок, м - 13000
Экипаж, чел - 1

Всепогодный истребитель-перехватчик Е-152 (Е-166).

Разработка ОКБ Микояна (т.е. это как бы Миг), 1961 год.

Предназначался для перехвата и уничтожения самолетов противника, летящих со скоростями до 1600 км/ч на высоте 10000 м и со скоростями до 2500 км/ч на высоте 20000 м и выше на встречно-пересекающихся курсах.

 

На переднем плане - Многоцелевой фронтовой истребитель МиГ-23

Первый полет - 1967 год.

Крыло с изменяемой в полете стреловидностью.

Миг-27

Развитие Миг-23. Изменена носовая часть, усилена броня, добавлено оборудование и вооружение.

Двигатель - Р-29Б-300
Практический потолок - 15.600 м
Максимальная скорость - 1800 км/ч (М=1,7);
Перегоночная дальность - 2500 км
Экипаж - 1 человек.

 

Многоцелевой истребитель МиГ-25.

Первый полет - 1964 год.

На модификациях этого самолета установлено несколько мировых рекордов скорости (около 3M), скороподъемности и высоты полета.

Развитием этого самолета был Миг-31.

Экспериментальный самолет-протип, созданный по программе "Спираль".

Программа предполагала выведение такого аппарата на орбиту при помощи гиперзвукового самолета-носителя (который не был построен).

Разработчики - ОКБ Микояна.
Главный конструктор Г.Е.Лозино-Лозинский.

На аппарате имитировали маневры будущего космического корабля при входе в атмосферу.

В 1975 году аппарат совершил первый 4 минутный полет, причем взлетел с аэродрома самостоятельно (на него был установлен турбореактивный двигатель РД-36К).

В последующем аппарат сбрасывали с самолета Ту-95, с высоты 5500 м. В космосе аппарат не был.

Программу закрыли, результаты использовались при создании "Бурана".

С вышеупомянутым аппаратом связана забавная история - когда нужно было замерить нагрузки действующие на лыжные шасси, возникла проблема - на грунтовом аэродроме при работающем двигателе самолет не двигался с места. В итоге проблему решили, усыпав полосу битыми арбузами (два грузовика).

Беспилотный разведчик Ту-241 "Стриж" (М-141, Ту-141).

Первый полет - 1974 год.

Двигатель КР-17А

Габариты, м:
Размах крыла - 3,875
Длина - 14,330
Высота - 2,435

Взлётная масса, кг - 5370
Скорость максимальная, км/ч - 1100
Дальность полёта максимальная, км - 1000
Диапазон высот, м - 50-6000

Заслуживают отдельного упоминания самолёты вертикального взлета и посадки.

Это - экспериментальный Як-36

Первый полет совершил в 1963 году.

В 1967 году Як-36 был продемонстрирован на воздушном параде в Домодедово.

В сумме налетал всего лишь 23 часа.

Основная проблема для всех самолетов вертикального взлета - огромный расход топлива и, как следствие - небольшая дальность полета, слабое вооружение.

Палубный штурмовик вертикального взлета и посадки Як-38 (ЯК-36М).

Разработка 1970 года.

Тип двигателя - Р-28В-300, РД-38 (два подъемных и один подъемно-маршевый)

Максимальная скорость, км/ч - 1050
Практический потолок, м - 11300
Практическая дальность полета, км - 410..680
Экипаж, чел - 1

Наиболее распространенный в СССР самолет вертикального взлета, эксплуатировался на авианесущих крейсерах "Киев", "Баку", "Минск", "Новороссийск".

Не слишком удачная машина. Снята с вооружения
("Наш ответ" британскому Harrier'у, который 1960-го года).

Из-за малой дальности называли "самолетом защиты топ-мачты". А также "кузнечиком", "огурцом" и "голубем мира" :)

Поскольку ЯК-38 имел три двигателя, при возникновении проблемы с одним из них он переворачивался настолько быстро, что пилот не успевал среагировать. Из-за этого там стояла автоматическая (при крене 17 градусов и околонулевой скорости) катапульта.

По натовской классификации самолет называется Forger (фальшивомонетчик). Говорят потому, что наши имитировали их, якобы большое, количество, постоянно рисуя на одних и тех же самолетах разные номера

Всего был построен 231 самолет

"... Там ругаться можно матом
Безо всяких "извините".
Ручку струйного домкрата
Тянет бывший истребитель.
Вы не суйте в ухо пальчик -
Рёв вас свалит за версту! -
Тихий лётчик-вертикальщик
Набирает высоту
...." (Ulf)

Палубный истребитель с вертикальным взлетом и посадкой Як-141 (ЯК-41М)

Следующий, после ЯК-38, этап развития.

Первый полет состоялся в 1990 году.

Демонстрировался на "Фарнборо-92" и в 1995 году в Жуковском.

Установлены мировые рекорды высоты и скороподъемности для самолетов вертикального взлета.

Программа испытаний не была выполнена полностью.
В 1991 году финансирование разработки прекращено.

До сих пор можно наблюдать споры о том, было ли прекращение финансирования лишь следствием отсутствия денег или же самолет был неудачной разработкой и не имел перспектив.

О характеристиках ЯК-141:

Двигатели - подъёмно-маршевый Р-79-300 и два подъёмных РД-41

Скорость максимальная, км/ч - 1250 .. 1800 (во время испытаний достигнуто 1.8M)
Скороподъёмность максимальная, м/с - 200
Радиус действия с нагрузкой 1000 кг, км:
при вертикальном взлёте 340
при коротком разбеге - 850
Практическая дальность полёта, км:
при вертикальном взлёте - 1400
при коротком разбеге - 2100
Практический потолок, м - 15000
Экипаж, чел. - 1

Сотрудник музея, бывший военный лётчик. Проводил экскурсию для курсантов какого-то лётного училища.

Кстати, более-менее приличный вид экспонатов - в значительной степени заслуга добровольцев, которые по субботам приезжают в Монино и красят, моют самолеты.

Желающие помочь - зайдите на сайт http://aviarestorer.ru


По ходу дела перечислю несколько сайтов конструкторских бюро. Оказалось, что не все из них легко найти.

Сухой(Су), Миль (Ми), Яковлев (Як), Микоян (МиГ), Туполев (Ту), Мясищев (М), Лавочкин (Ла), Антонов (Ан), Камов (Ка), Ильюшин (Ил), Бериев (Бе)

 

Опубликовать ссылку на эту страницу в:
Опубликовать ссылку на эту страницу в Facebook Опубликовать ссылку на эту страницу ВКонтакте Записать в LiveJournal