Бpодячая Камеpа

Альбом 268

 

В продолжение давно начатого рассказа о Хельсинки, уделим пару альбомов зданиям, построенным в середине-конце XX века.
Комментарии, примерно поровну, написаны мной и Михаилом Пярняненом. Я не стал отмечать кто что писал - не суть важно, да и догадаться нетрудно по стилю, а также учитывая, что Михаил живет в Хельсинки.

 

Начнем с пары-тройки домов построенных  в первой половине XX века.

В этом здании, помимо прочего, сейчас размещается биржа труда Финляндии. Я зашел туда (за компанию, а не затем что вы подумали :) из любопытства. Внутри снимать не стал, но могу сказать что поведение людей и чиновников в этом чисто государственном учреждении сильно отличается от нашего. Так, к примеру, стоит очередь к окошку за которым сидит чиновник (человек 7-8). Так вот, между человеком который в данный момент общается с чиновником и остальной частью очереди естественным образом поддерживается некая дистанция (1.5-2 метра). Типа, неприлично слушать что за дело там обсуждается.
Ну и конечно все чистенько и компьютеризированно. Автомат выдает талончики с номером в очереди, а на табло зажигается текущий обслуживаемый номер (впрочем, это и у нас уже применятся, только редко, да и работает нестабильно).

Здание той же эпохи на улице Хяментие (метро Сёрняйнен). Очевидно, 1930-е, стиль - конструктивизм.

В Питере такие здания попадаются - например, на площади Кирова.

Та же улица.

Думаю, что этот дом тоже первой половины XX века.
Труба на заднем плане - система принудительной вентиляции. Включается много раз в сутки, в определенное время.
Температуру поддерживает другая система, следящая за теплотой воздуха непосредственно в каждой комнате (Из бойлерной в подвале каждого дома горячая вода всегда готова поступать в батареи (трубы медные), а в квартирах на каждой батарее - "хитрые" краники на основе биметаллических пластин - станет прохладно - они приоткроются, и стандартное значение (21 градус или чуть теплее) будет восстановлено.) Так что и гула вентиляции практически не услышишь, и сквозняков практически нет, и не холодно.. Таких вещей, как "плановые" отключения горячей воды на профилактику или опрессовку целых районов, финны просто не могут себе представить. ;-)

Все три упомянутых здания находятся в центральной части Хельсинки.

Теперь посмотрим на окраины..

Это только что сданный дом в районе Пуотила, возле моста через пролив Вартиокюля. Улица Мериполлонтие. В двух шагах от этого дома линия метро вырывается на поверхность, и дальше уже идет по мосту..

Метромост и поезд метро, по нему идущий.

В Финляндии удобная система оплаты транспорта (кажется, распространенная в Европе). Бумажный билет покупается на определенное время в течении которого можно ездить на любом виде транспорта (время покупки плюс 1 час отпечатано на билете). Билет необходимо показывать водителю при входе.
Если это проездной
/карточка, то она бесконтактная (ввели новый стандарт год назад) - подносишь к аппарату в любом виде транспорта и нажимаешь на кнопку, после чего ездишь свой час (с карточки снимается нужное количество денег). Контролер может проверить билет или карточку и оштрафовать.
Проверяется карточка просто - подносится к аппарату и если зажигается зеленая лампочка, значит ездить еще можно. В метро стоят автоматы на которых можно посмотреть сколько на карточке осталось денег, времени текущей поездки и т.п. Даже распечатать отчет.
Еще можно покупать билеты с мобильного телефона - посылая
SMS на специальный номер. Стоимость билета снимается со счета, а контролерам показывают полученную от робота SMS-квитанцию на которой указано время до которого можно ездить.

Станции метро бывают подземные и наземные (как эта - Растила).

Вверху на табло можно видеть время до прибытия поезда, его длину (условно отображается 1,2,3 вагончиками) и конечную станцию.

Вместо объявления "осторожно двери закрываются" - короткий звуковой сигнал.

На этой же станции - странное оформление в виде чередования ржавых и блестящих (из нержавейки) панелей. Как мне объяснили, это стиль оформления такой :)
Некоторые новые дома также частично отделывают ржавыми панелями. Издалека смотрится хорошо, но вот вблизи..
:)
Подземная станция (Сёрняйнен).

В отличие от нашего метро, здесь станции похожи друг на друга.

Все они неглубокие - эскалаторы примерно как у нас на пересадках. Интересно, что если долго никто не подходит к эскалатору, тот останавливается и ждет.

Параллельно эскалаторам установлены наклонные лифты для инвалидов.

В вагоне.

Из интересного можно отметить что:

1.Зимой на наземных станциях двери в вагоне сами не открываются (дабы холодный воздух не пускать) - нужно нажать специальную кнопку.

2.Шум в вагоне не очень сильный - можно нормально разговаривать.

Еще об общественном транспорте - проезд человека с коляской везде бесплатный. Причем частенько этим злоупотребляют - ребенок бегает в ожидании автобуса и при необходимости забирается в коляску :)

Обратите внимание на грядки за метромостом. Это участки специально выделяемые для тех финнов, что любят покопаться в земле. Поскольку таковых желающих куда меньше чем у нас, соответственно и масштабы явления более скромные :)

Выращивают они конечно не картошку, а цветы или яблоню какую-нибудь.

Эта дорожка - велосипедно-пешеходная.

Для велосипедов созданы все условия - дорожек очень много, да и машины будут уступать на обычной дороге.

Все дорожки освещаются все темное время суток, несмотря на то, что из-за небольшого населения на окраинах по ним проходят или проезжают чрезвычайно редко.

Это к вопросу об экономии европейцев. Сравните с тем, что нам говорят по телевизору :)

Рынок на площади Хаканиементори.

Рынок этот, как и на Кауппатори, что перед президентским дворцом, открыт где-то до 14 часов. После этого все палатки стремительно сворачиваются электрические кабели/удлинители отключаются, проходит поливальная машина и - перед вами обычная площадь, блестит влажной брусчаткой. Не догадаешься, что еще полчаса назад на этом месте торговали чем-то.

Теплоэлектростанция интересной архитектуры.

Как было правильно замечено - похоже на SimCity :)

Этот участок района Сёрняйнен будет перестраиваться по градостроительным планам Хельсинки. Раньше все это было промзоной, недалеко грузовой порт. Но постепенно жилые районы теснили его, да и побережье почти в центре Хельсинки  - весьма лакомый кусочек для инвесторов.. Короче говоря, только что принято решение о переносе грузового порта на новое место, из центра на окраину, с постройкой подъездных путей и всей прочей нужной инфраструктуры. А там, где сейчас электростанция, раскинется элитные жилые комплексы.. Кстати, планы по переносу промзоны уже стремительно выполняются - в двух шагах от этого  места, с другой стороны дороги, за считанные месяцы аккуратно снесли до  основания огромный элеватор, и построили на его месте красивую группу многоэтажек.
 

"Конторский" участок в том же районе Сёрняйнен.

Замечание относительно плотности застройки в центре и скверов/мест для стоянки и т.п.:

Как, видимо, понятно, плотность застройки сильно зависит от наличия частной собственности на землю.

В прежние времена (первая половина XX века?) дома строились почти вплотную и, соответственно, в центре города мало пустых пространств (хотя скверы по-возможности пытаются туда впихнуть). Здесь ситуация аналогична той что есть в историческом центре Питера.

Однако на данный момент земля хотя и в частной собственности, но уже вся раскуплена и принадлежит очень крупным компаниям, которые в рамках большого куска собственной земли могут планировать районы оставляя больше свободного пространства для парков и прочего. Я так понял ситуацию.

Этот кадр иллюстрирует сходство некоторых районов Хельсинки с отечественной застройкой советских времен.

Обратите внимание на белую стену, на которой нарисованы бабочки. Этот фундамент, да сквозной тоннель, въезд в который справа - вот все, что осталось от того самого элеватора, про который говорилось выше. Теперь и не подумаешь что было на этом месте совсем недавно.. Домам - наверно, около года. Район все тот же, улица Сёрняйнен рантатие.

Вот дома построенные сравнительно недавно (Район Итякескус, улица Илотулитустие). Как видно - здесь много места для зелени, детских площадок и т.п.

Это сравнительно дешевые многоквартирные дома. Т.е. бывают еще более  дорогие многоквартирные дома и бывают дома на несколько семей, обычно еще более дорогие.
Дом на одну семью - самый дорогой и малораспространенный тип жилья (в городе, имеется ввиду).

Вообще, жилье в Финляндии дорогое, но государство старается жителям страны это компенсировать.

Сами финны разделяют свое жилье на следующие категории:

мониасунтойнен тало - "обычный" многоквартирный дом;
ривитало - "дома в ряд", при этом у вас с соседями по одной стене общей (могут быть одноэтажными, или в 2-3 этажа, зависит от уровня стоимости);
паритало - "парный" дом - на две семьи;
омакотитало - собственный, личный дом.

Подъезд

Слева виднеется "стоянка" для велосипедов. К этой стоянке их часто приковывают замками / цепями. Велосипеды воруют, хотя масштабы воровства несопоставимы с нашими.

Та же улица Илотулитустие (по-нашему - Салютная).

Что можно видеть здесь:

1.На детской площадке валяются игрушки и их никто не уносит.

2.На первом этаже есть "балкон" у которого окна-двери выходят непосредственно на уровень земли, причем ограда весьма условна - по большей части ее функцию выполняет зелень, чтобы затруднить обзор людям с улицы.

3.На балконах не сушат белье и не устраивают свалки.

За последним очень следит местный "ЖЭК". Вообще, нельзя например, установить без его разрешения "тарелку" спутникового телевидения, если вы хотите это сделать вне границ своего балкона. С вероятностью почти сто процентов - запретят. Очень волнуются по любому поводу, если это хоть чем-то может нарушить общий архитектурный вид здания. Это достаточно серьезно - в случае наплевательства могут и выселить.
И снова сравните все это с тем, что у нас принято думать о европейцах.

Нечего и говорить, что все чисто и убрано.

Этим также занимается "жэковская" контора. Преимущество финских дворников в том, что здесь практически все здорово механизировано. Начиная от регулярной пострижки газонов во дворе, когда работник ЖЭКа разьезжает на эдаком маленьком "тракторе", и заканчивая уборкой снега и льда в зимнее время - тогда в ночной тиши на улицы и дворы выходит мощная техника, сродни рудничной.. Кстати - финны посыпают в гололед улицы не песком. Для этого используется мелкая каменная крошка, несколько миллиметров в диаметре. Ее получают просеиванием через специальные сита, когда где-нибудь нужно дробить скалы. Такая крошка не добавляет грязи и дает бОльшее сцепление..
Но это еще не все - по весне, когда все это начинает таять, на улицах появляются специальные машины - сборщики. Они собирают все эти мелкие камешки, что накопились за зиму, свозят их на переработку, где их промывают, просеивают и - на следующюю зиму пускают снова в оборот! Так что это - практически безотходная технология.

Если зайти в дом (с предыдущего снимка), то попадаешь в такой вот коридор, от которого отходят отдельные квартиры. На каждой надпись - фамилия владельца. Ключ от любой квартиры подходит также и к замку парадной/подъезда.
Эти подьездные замки днем открыты, а вечером запираются автоматически, в  определенный час - скажем в 21. После этого внутрь попадет только жилец этого дома, или тот, кого он сам впустит внутрь..

На некоторых дверях весит бумажка "рекламу в почтовый ящик не бросать". И не бросают ведь :)

Пол в коридоре моют муниципальные службы.

Остекление таких коридоров распространено во многих домах.
Ночью в подьездах подсвечиваются неонками выключатели - зашел человек, нажал  - свет загорелся. Поднялся к себе домой - свет через какое-то время, по таймеру выключился. Выключатели эти в каждом коридоре, практически у каждой квартиры, очень удобно и электроэнергия экономится.

В палатке дети играют.

Естественно, на газоне отсутствует битое стекло, мусор и "залежи" собачьих куч. За нарушение выгула четвероногих друзей (вне специальных собачьих площадок), либо за оставление где-нибудь на тротуаре кучи - можно получить очень заметный штраф. Но собаковладельцы - народ сознательный чаще всего, ходит за своими питомцами, не дает им присаживаться там, где это запрещено, а в случае нужды - достают из кармана специально прихваченный дома пакетик, и.. собирают в него с тротуара все собачьи дела. Чтобы выбросить, куда положено :)

Альтернативный вариант жилья - 1-2 этажный дом на несколько семей. Типичный богатый ривитало, т.е. "дома в ряд". Вид на задний двор.

Перегородки как раз заделяют секции на каждую семью. Сарайчики напротив секций очевидно служат для хранения велосипедов и прочего инвентаря.

Начало улицы Илотулитустие. Различного уровня и количества комнат квартиры.
Двор этого дома вы уже видели - это там лежали в песочнице игрушки.

Предлагаю вашему вниманию интереснейший документ -  финскую памятку для иммигрантов (на русском языке). Обратите внимание, как точно подмечены многие вещи :)

Страница 1, Страница 2, Страница 3

Район Хертониеми, улица называется Абрахам Веттерин тие - явно в честь какого-то иностранца с англоязычными именем и фамилией, что  редкость для Хельсинки.

Видна школа со спортплощадкой. Внешне напоминает наши школы советских времен.

Водонапорная башня, очевидно начала-середины XX века постройки. Финны любят строить водонапорные башни необычных форм.

Не удивлюсь если здесь снимали эпизод из "Люди в черном" :)

Fiat.. Наверное, это папа или дедушка нашей "копейки" :)

Продолжение в следующем альбоме

 

 

ENLiGHT Project. Новости об информационных технологиях, науке, авиации и космонавтике

Опубликовать ссылку на эту страницу в:
Опубликовать ссылку на эту страницу в Facebook Опубликовать ссылку на эту страницу ВКонтакте Записать в LiveJournal